Сказка – ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам - урок»
А.С.Пушкин.
Сказка – неразлучный спутник детства. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений, с окружающим миром в целом.
Сказочный мир воспитывает чувства, развивая отзывчивость, сердечность. В сказках добродетель всегда вознаграждается, а зло наказуемо. И в этом сказки идут за натурой ребенка: дети жаждут похвал, поощрений за свои дела и успехи, без чего теряют к ним интерес. Волшебные сказки щедро утоляют детскую жажду в фантазии.
В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Мультфильмы, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки.
Народная сказка - основной источник передачи жизненного опыта от взрослого к ребенку, категорий доброты и взаимопомощи, остается невостребованным. Печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты. Впечатления детства долго сохраняются, и часто на всю жизнь определяют поведение и настроенность человека. Культурно-преемственная связь между поколениями утрачивается и вследствие этого дети, предоставленные самим себе, растут на зарубежных видеопрограммах. Культурно-историческая память постепенно уходит в забвение, поэтому особое внимание мы, учителя первых классов, обращаем на приобщении подрастающего поколения к русскому и белорусскому фольклору на основе традиций и новаций. Мы используем сказку как инструмент социализации. Это свойство делает народную сказку ценным орудием воспитания, особенно воспитания детей младшего школьного возраста, которые требуют предельной конкретности и ясности.
Так, 18 ноября , в 6-й учебный день, учителя первых классов Буевич Ю.В. и Куликовская О.В. подготовили и провели для всех желающих ребят веселое, красочное, с использованием интерактивных технологий мероприятие "Путешествие по русским народным сказкам". Ребята активно демонстрировали свои знания, сообразительность и смекалку, вживались в образы героев, а в конце все получили сладкие призы!
Занятия в занимательной форме позволяют развивать инициативу, сообразительность, мышление, познавательную активность и творческие способности учащихся. Следовательно, включение элементов сказки в процесс обучения делает его более интересным, создает у детей бодрое рабочее настроение, приводит к тому, что учащиеся становятся активными участниками учебно-воспитательного процесса.
Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. В каждой сказке заключён скрытый смысл, любая сказка учит добру, честности, справедливости, взаимопониманию, состраданию. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Буевич Юлия Владимировна,
Куликовская Ольга Владимировна.
|