Память о войне живет не только
в бронзовых и каменных монументах.
А прежде всего – в человеческих сердцах.
И очень трудно научиться любить живых,
если не умеешь хранить память павших.
П.И. Батов,
дважды Герой Советского Союза,
генерал армии.
Нравственные понятия и качества личности в современном обществе переживают глубокий кризис.
Правила этикетного поведения, которые могли бы стать вехами на топком пути человеческих взаимоотношений, становятся невостребованными, потому что ждут от человека проявления внутренней дисциплины и волевого усилия. Не найдя места в системе ценностей, они растворяются, не затронув сознания, как легкий, приятный аромат свежей выпечки в праздничный день из открытого окна или остаются на месте, не успевая запасть в память, как мелькающие пейзажи за окном автомобиля, мчащегося со скоростью 120 км\ч.
Воспитание внутренней дисциплины и воли все чаще не находит понимания в семьях. Самостоятельное приобретение навыков взаимодействия в обществе подменяется родительской гиперопекой , привитие любви к труду и уважения к людям труда вытесняется повальным стремлением получить не профессию и специальность, а обязательное высшее образование как показатель благополучия и состоятельности.
Эмоциональная сфера обеднена. Есть смысл говорить о развитии «эмоционального слуха». Эмоции требуют тренировки и поддержания формы так же, как и тело. Потеряв ( или так и не приобретя) физическую форму, тело лишается грации, пластики, красоты. Часто не развитая еще с детства или истощенная (не подкрепляемая принятием высоких чувств и талантливых проявлений человеческого разума, пропускающая восприятие мира через призму собственного эгоизма) эмоциональная сфера отнимает у людей способности тонко чувствовать, глубоко переживать, питать уважение и испытывать благодарность тем, кто сумел стать лучше, сделав что-то не для себя. Для близких, для общего дела, для людей, для страны.
Обозначить общие границы проблемы – не значит решить ее. Но понимание причин дает возможность корректировать ситуацию.
В преддверии праздника великой Победы хочется говорить о патриотизме, героизме, подвигах, славе, национальной идее.
Май! Ты расцвел пышно, благоуханно. Май! Ты приходишь к нам с миром и Победой! Победа! 75 лет наша земля дышит, цветет, поет, радуется, живет Победой!
Неисчерпаемый материал для развития у детей патриотических чувств и общечеловеческих душевных качеств дают события Великой Отечественной войны. Размышляя над далекими событиями, формирующийся гражданин сам мысленно повторяет путь, пройденный своим народом, видит и ощущает свою сопричастность.
Все ли родители говорят с детьми о Родине, о ее богатстве и красоте, о преданности и служении ей? Отдельные родители считают, что в семье об этом говорить излишне, так как достаточно беседуют об этом в школе. Но в том-то и ценность семейных бесед и разговоров, что проходят они чаще всего в непосредственной, доверительной атмосфере. Мой дед – был ветераном Великой Отечественной Войны. Его нет уже 25 лет, но сколько я себя помню в родительской, а потом и в моей семье праздник 9 мая был и остается главным событием в году: важнее Нового года, важнее дней рождения и всех других праздников. Маленькой девочкой, повиснув на не разгибающейся из-за застрявшего в локтевом суставе осколка снаряда руке, слушая легкий приятный перезвон медалей, который доносился сверху, с широкой и самой надежной дедовской груди, я смотрела парад, весело кричала «Ура!», и старалась вести себя очень достойно, если дед представлял меня своим однополчанам. А потом мы смотрели фильмы о войне. Я восхищалась смелыми солдатами , а дед почему-то часто протирал рукой глаза и отводил в сторону взгляд…
Именно в такой обстановке, в СЕМЬЕ, открывается сердце ребенка для патриотических чувств. И тогда умное и умелое слово родителей о родине, о долге, о труде глубоко входит как в сознание, так и в сердце ребенка. А в результате формируется прочный сплав помыслов и чувств, чувств и убеждений.
Патриотическое воспитание – это воспитание идейно-эмоциональное. Перед педагогами и заинтересованными родителями нередко возникают вопросы: каким образом научить детей переживать, впитывать в себя высокие нравственные ценности военного времени? Как помочь им понять трудности и тяготы поколения Великой Отечественной войны? Ответить помогает использование искусства. Оно способно воспроизвести события давно минувших лет, помогает детям перенестись в далекое прошлое. В этом году трое моих учеников (Бойченко Валерий, Ивутин Иван, Шпаковский Артем) приняли участие в конкурсе на лучшее прочтение стихов о Великой Отечественной войне «Мы помним! Мы гордимся!». Конкурс проводился в честь 75-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и победы в Великой Отечественной войне. Глубоко и искренне переживают ребята события, о которых рассказывают. При чтении наизусть мальчишки тревожатся, негодуют, волнуются, радуются.
Выбранные произведения (Константин Симонов «Сын артиллериста» , Алексей Дударев «Буслы», Сергей Михалков «После Победы») ярко показывают нравственные дела и поступки людей в сложных ситуациях, создают высокий эмоциональный накал. Несмотря на большой объем, который пришлось учить наизусть, ребята с энтузиазмом взялись за дело. Поддержали и родители. Были сомнения. Для семилетних детей результат получился просто потрясающим.
https://www.youtube.com/watch?v=gf1MmULDFh4
https://www.youtube.com/watch?v=u_dtVx-9y58
https://www.facebook.com/100007579305417/videos/pcb.2..
Дети талантливы и смелы от природы. Они еще не знают, что значит много или трудно … Пока не объяснят взрослые. Участие в таких проектах – это преодоление себя, шаг вперед, а, значит, развитие. Развитие и становление ЧЕЛОВЕКА. Прививать ученикам основополагающие ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ценности считаю основной задачей педагога. Именно учитель начальных классов стоит у истоков формирования активной гражданской личности. Учитель начальных классов может и должен научить ЛЮДЕЙ быть честными и добрыми. Это его основная задача.
Более 100 лет назад В.И. Даль в своем «Толковом словаре» определил слово «доброта» так: «Благо. Что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина». Стоит обратить внимание на то, что не только доброе намерение, а действие, дело, служащее на пользу людям. Такое понимание означает, что доброта – это и черта человека, и нечто гораздо большее. Доброта – необходимое условие гражданской активности.
Маленький гражданин, впитавший своими мыслями, сознанием и характером понятие « доброта» из СЕМЬИ, со временем выдаст «на гора» патриотическое отношение к стране, гуманное, терпимое отношение к людям и их недостаткам, уважительное отношение к труду как необходимости, заботливое, трепетное отношение к близким и месту, где родился.
Ближе всего понятию «доброта» категория «справедливость». Изначально доброта сродни справедливости. Сформировать обстановку справедливости означает создать необходимые условия для жизни и деятельности человека, создать такой общественный уклад, при котором каждый делает свое дело. Забота, воистину государственная. Значит, доброта – черта государственная, которая воплощает в себе красоту человечности. А задача учителя (которая очень успешно решается вот сейчас, накануне праздника Великой Победы) внушить детям, что Человек должен творить добро в силу своего собственного достоинства. Своими поступками, своими словами, своими мыслями, своим отношением к жизни, людям, Родине. Мира и радости! С праздником Победы!
Учитель начальных классов Буевич Юлия Владимировна.
|