Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.07.2020, 02:37

Начальная школа 

 

ГУО
 "Средняя школа
№31
г.Могилёва"
Форма входа
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 261
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Победа! или  Как открыть сердце ребенка для патриотических чувств


01:32

                                          Память о войне живет не только

в бронзовых и каменных монументах.

А прежде всего – в человеческих сердцах.

И очень трудно научиться любить живых,

если    не умеешь хранить память павших.

П.И. Батов,

дважды Герой  Советского Союза,

генерал армии.

 Нравственные понятия и качества личности в современном обществе переживают глубокий кризис.

 Правила  этикетного поведения,  которые могли бы стать вехами на топком пути человеческих взаимоотношений, становятся невостребованными, потому что  ждут от человека проявления  внутренней дисциплины и волевого усилия.  Не найдя места в системе ценностей, они  растворяются, не затронув сознания, как легкий, приятный аромат  свежей выпечки в праздничный день из открытого окна или остаются на месте, не успевая запасть в память,  как мелькающие  пейзажи за окном автомобиля, мчащегося со скоростью 120 км\ч.

Воспитание внутренней дисциплины и воли  все чаще не находит понимания в семьях. Самостоятельное приобретение навыков взаимодействия в обществе  подменяется родительской гиперопекой , привитие  любви к труду и уважения к людям труда  вытесняется  повальным стремлением получить не профессию и специальность, а обязательное высшее образование как показатель благополучия и состоятельности.  

Эмоциональная сфера  обеднена. Есть смысл говорить о развитии «эмоционального слуха».  Эмоции требуют тренировки и поддержания формы так же, как и тело. Потеряв ( или так и не приобретя)  физическую форму, тело лишается грации, пластики, красоты. Часто не развитая  еще с детства или истощенная (не подкрепляемая принятием  высоких чувств и талантливых проявлений человеческого разума, пропускающая восприятие мира через призму собственного эгоизма)   эмоциональная сфера отнимает  у людей способности тонко чувствовать,  глубоко переживать, питать уважение и испытывать  благодарность тем, кто сумел стать лучше, сделав что-то не для себя. Для близких,  для общего дела,  для людей,  для страны.

Обозначить общие границы проблемы – не значит решить ее.  Но понимание причин дает возможность  корректировать ситуацию.

 В преддверии праздника великой Победы   хочется говорить о патриотизме,  героизме, подвигах, славе, национальной идее.

Май! Ты расцвел пышно, благоуханно. Май! Ты приходишь к нам с миром и Победой!  Победа! 75 лет наша земля дышит, цветет, поет, радуется, живет Победой!

Неисчерпаемый материал для развития у детей патриотических  чувств и общечеловеческих душевных качеств  дают события Великой Отечественной войны. Размышляя над далекими событиями, формирующийся гражданин сам мысленно повторяет путь, пройденный своим народом, видит и ощущает свою сопричастность.

Все ли родители говорят с детьми о Родине, о ее богатстве и красоте, о преданности и служении ей? Отдельные родители считают, что в семье об этом говорить излишне, так как достаточно беседуют об этом в школе. Но в том-то и ценность  семейных бесед и разговоров, что проходят они чаще всего в непосредственной,  доверительной атмосфере. Мой дед – был ветераном Великой Отечественной Войны. Его нет уже 25 лет, но сколько я себя помню в родительской, а потом и в моей семье праздник 9 мая был и остается главным событием в году: важнее Нового года, важнее дней рождения и всех других праздников. Маленькой девочкой, повиснув на не разгибающейся из-за  застрявшего в локтевом суставе осколка снаряда руке,  слушая легкий приятный перезвон медалей, который доносился сверху, с широкой и самой надежной дедовской груди, я смотрела парад, весело кричала «Ура!», и старалась вести себя очень достойно, если дед представлял меня своим однополчанам. А потом мы смотрели фильмы о войне. Я восхищалась смелыми солдатами , а дед почему-то часто протирал рукой глаза и отводил в сторону взгляд…

Именно в такой обстановке, в СЕМЬЕ, открывается сердце ребенка для патриотических чувств. И тогда умное и умелое слово родителей о родине, о долге, о труде глубоко входит как в сознание, так и в сердце ребенка. А в результате формируется прочный сплав помыслов и чувств, чувств и убеждений.

Патриотическое воспитание – это воспитание идейно-эмоциональное. Перед педагогами  и заинтересованными родителями нередко возникают вопросы: каким образом научить детей переживать, впитывать в себя высокие нравственные ценности военного времени? Как помочь им понять трудности и тяготы поколения Великой Отечественной войны? Ответить помогает использование искусства. Оно способно воспроизвести события давно минувших лет, помогает детям  перенестись в далекое прошлое. В этом году трое моих учеников (Бойченко Валерий, Ивутин Иван, Шпаковский Артем) приняли участие в конкурсе на лучшее прочтение стихов о Великой Отечественной войне «Мы помним! Мы гордимся!». Конкурс проводился в честь 75-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и победы в Великой Отечественной войне. Глубоко и искренне переживают ребята события, о которых рассказывают. При чтении наизусть мальчишки тревожатся, негодуют,  волнуются, радуются.

Выбранные произведения  (Константин Симонов «Сын артиллериста» , Алексей Дударев «Буслы», Сергей Михалков «После Победы») ярко показывают  нравственные дела и поступки  людей в сложных ситуациях, создают высокий эмоциональный накал. Несмотря на большой объем, который пришлось учить наизусть, ребята с энтузиазмом взялись за дело. Поддержали и родители.  Были сомнения.  Для семилетних детей результат получился просто потрясающим. 

https://www.youtube.com/watch?v=gf1MmULDFh4

https://www.youtube.com/watch?v=u_dtVx-9y58

https://www.facebook.com/100007579305417/videos/pcb.2..

Дети талантливы и смелы от природы. Они еще не знают, что значит много или трудно … Пока не объяснят взрослые.   Участие в таких проектах – это преодоление себя, шаг вперед,  а, значит, развитие. Развитие и становление  ЧЕЛОВЕКА. Прививать ученикам основополагающие ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ценности считаю основной задачей педагога. Именно учитель начальных классов стоит у истоков формирования  активной гражданской личности. Учитель начальных классов может и должен  научить ЛЮДЕЙ быть честными и добрыми. Это его основная задача.

Более 100 лет назад В.И. Даль в своем «Толковом  словаре» определил слово «доброта» так: «Благо. Что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина». Стоит обратить внимание на то, что не только доброе намерение, а действие, дело, служащее  на пользу людям. Такое понимание означает, что доброта – это и черта человека, и нечто гораздо  большее. Доброта – необходимое условие гражданской активности.

Маленький гражданин,  впитавший своими мыслями, сознанием и характером понятие « доброта» из СЕМЬИ, со временем выдаст «на гора» патриотическое отношение к стране, гуманное, терпимое отношение к людям и их недостаткам, уважительное отношение к труду как необходимости, заботливое, трепетное  отношение к близким и месту, где родился.

Ближе всего понятию «доброта» категория «справедливость». Изначально доброта сродни справедливости. Сформировать обстановку справедливости означает создать необходимые условия для жизни и деятельности человека, создать такой общественный уклад, при котором каждый делает свое дело. Забота, воистину государственная. Значит, доброта – черта государственная, которая воплощает в себе красоту человечности.  А задача учителя (которая очень успешно решается вот сейчас, накануне праздника Великой Победы) внушить детям, что Человек должен творить добро в силу своего собственного достоинства. Своими поступками, своими словами, своими мыслями, своим отношением к  жизни, людям, Родине. Мира и радости! С праздником Победы!

Учитель начальных классов Буевич Юлия Владимировна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

Просмотров: 120 | Добавил: LUSHA | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Па-беларуску
Мини-чат
200

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ГУО "Средняя школа №31 г.Могилёва" © 2020