Педагогика здоровья
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы, экономическое благополучие, морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья сегодняшних детей.
Фундамент благополучия общества могут заложить только физически здоровые люди. Способствовать процветанию страны через реализацию собственных способностей, укреплять благосостояние всего общества путем внедрения оригинальных, креативных, а главное нужных здесь и сейчас открытий и предложений способен человек, получивший качественное образование. Для человека с ослабленным здоровьем эта цель становится труднодостижимой.
По этим очевидным причинам заботе о состоянии здоровья будущих граждан так много внимания уделяют учителя нашей начальной школы. По их мнению, культурное пространство школы (те обычаи и традиции, которые живут в коллективе) начинается с формирования и у себя, как у педагогов, и у учащихся, и у их родителей культуры сохранения собственного здоровья и осознания значимости данного вопроса для жизни.
Как отмечают физиологи, для успешного усвоения учебной программы ребенку нужна повышенная умственная работоспособность. Необходимость находиться в статическом положении, уменьшение двигательной активности снижает работоспособность. Есть множество методов и приемов преодоления. Педагоги организуют двигательную активность детей так, чтобы предотвращать гиподинамию, снимать физическое напряжение и в то же время не приводить их к переутомлению.
Отдельно поговорим о динамических (двигательных) переменах. Учителя 1-4 классов считают, что главная цель динамической перемены – дать возможность каждому ребенку побыть в движении, почувствовать свое тело, показать значение двигательной активности в жизни человека, научить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире. Помимо развития физической активности, игровые двигательные перемены способствуют сохранению психического здоровья детей. Они дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять негативные эмоции, переключиться, а потом с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения. Сопровождение упражнений задорной музыкой позволяет превратить обычный перерыв в веселую и увлекательную игру. Помогают в проведении динамических перемен учащиеся старших классов.
Руководитель МО учителей начальных классов и воспитателей ГПД Буевич Ю.В.
|